В дальнем углу обнаружилась заброшенная коробка и в ней папка с забытыми детскими рисунками.

Так что этот текст – добавление к тому, о чём я уже рассказывал. Тут есть над чем подумать.

Оля

В 6-7 лет Оля уже почти научилась писать. Это нормально, удивляет другое – на рисунках проступают следы нашей древней грамоты, всплывающей из глубин памяти, из подсознания (рис. 1, 2). Можно писать слева направо, а можно справа налево; «о» с умлаутом – это «ё»; латинское «R» – «я»; «г» и «к», «о» и «а», «е» и «и» – взаимозаменяемы…

Есть одна не очень понятная деталь: дуб узнаётся по желудям, это юг, отпуск. А вот грибы-гребы они собирают явно на Камчатке, на юге они их даже не видели, кажется, и уж точно не собирали в этом возрасте. Да и ягоды – это, скорее всего, камчатская жимолость, она там рослая, полукустарник; ягоды, правда, красные, а не синие, как у жимолости.

Ещё одна неожиданность – в сестричках, пришедших в лес «ПОГРЕБЫ ПО RГОДЫ» присутствует явное портретное сходство с ними самими, особенно в Полине.


Рис. 1. Гуашь. Б. 28 Х 21.5 см


Рис. 2. Гуашь. Б. 28 Х 21.5 см

*

Сюрреализм какой-то. Академики бьются с изоглоссами, распутывая языковое древо, а тут на тебе – сразу чуть не половина какой-то протограмматики, всплывшая на поверхность архаика основ русского языка. Может, и всего индоевропейского древа?

Это что ж за такой за «корень квадратный из минус единицы»?!

Иррациональные числа, любимые математические выражения Велимира Хлебникова и Ляйбница:

«Мнимые числа – это поразительный полёт духа Божьего, это почти амфибии, пребывающие где-то между бытием и небытием». G.W. Leibniz (1646 – 1716).

*

Понятно, что к живописи два верхних рисунка имеют мало отношения. Но мы к ней уже приблизились. Разглядывая, вникая в рисунки, понимаешь, что они обладают самостоятельной художественной ценностью, что выдаёт присутствие в юных творцах живописного дара. Но это далеко не всё. В них – картина мира. Философские раздумья и размышления, абстрактное мышление за пределами реальности визуально видимой, но такое же реальное, как у взрослых дяденек – физиков и математиков. В 12 лет Оля выдаёт вот этот рисунок и называет его «Галактика» (рис. 3). Тогда же записывает свой выдающийся лист с названием «Последняя капля Арала» (рис. 4).


Рис. 3. Галактика. Гуашь. Б. 30 х 21 см


Рис. 4. Последняя капля Арала. Гуашь. Б. 28.5 Х 20 см

Наверно, это отклики на информацию, полученную в школе, из книг, может, в телевизоре. Важно, что ответная реакция состоялась в творческом акте. Не менее важно и то, что Оля не могла на это не отозваться. Вот так трудятся наши детки, работают на жизнь…

Полина

Поля более скрытная, чем её сестра, эмоциональнее, интимнее, интравертнее что ли. Что творится у неё в душе с поверхности не видно. Разве что нахмуренные брови, поджатые губы, печаль, иногда почти что плач во взгляде могут о чём-то рассказать. А так – обычная девочка, часто плакса, упрямая до невозможности, красивая, пожалуй…

Вот её листок – невзрачный, непонятный, но чем-то к себе влекущий (рис. 5). На нём сохранилась дата: август 88 года. Поле 6.5 лет, ещё не пошла в школу. Мне он запомнился своей непонятностью и разговором в то самое время, когда он был записан.

– Как называется? – обычный первый мой вопрос.

– Не знаю, – Поля пожимает плечами.

Потом, подумав, говорит:

– Орёл.

– И где он сам?

Поля указывает на перо.

– Улетел? По делам?

Поля кивает.

– Выходит, это его дом?

Поля энергично кивает несколько раз, радуется, улыбается – её поняли…


Рис. 5. «Дом орла». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

В 10-12 лет Полина часто рисовала горы. Были и вулканы с извергающейся лавой – рисунки, видимо, не очень удачные и потому не сохранились. Но вот этот сохранился (рис. 6). Гора слева, может, и вулкан. Справа твердь разрезана каньоном. На горизонте снежная вершина…


Рис. 6. «Горы». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

Жизнерадостные рисунки у Полины редки. Вот один из них – «лев», её большая мягкая игрушка именно того цвета, что на рисунке (рис. 7). Лев лукавый, весёлый, с хитрецой и юмором. Клоуны в поле справа говорят о том, что на бумаге он появился после посещения цирка. Это даёт дату: мы в отпуске, 92-ой год. Поле 9 лет.


Рис.7. «Лев». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

После смерти матери а 89-м году трагизм в её живописи усилился. Но одновременно выросло мастерство, и вспыхнул с новой силой её колористический дар. Она совсем не боится цвета…

«Ослик Вася» – её любимая мягкая игрушка. Это портрет – он в точности такой и был. Вася задаёт вопросы, которые не покидают-мучат и саму Полину, в его глазах печальное недоумение и удивление. Тут есть дата: 14.02. 92. Поле пошёл 10-й год.


Рис. 8. «Ослик Вася». Гуашь. Б. 29.5 Х 21 см

Трагичнее и совершеннее по колориту, замыслу и исполнению её «Музыка». Поле всё ещё 9-10 лет. Это её фантазия, такой игрушки в доме не было.


Рис. 9. «Музыка». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

*

Это были мои дети. Они и ваши тоже, поскольку все мы дети одной Матери-России. А теперь… А теперь моя гениальная.

Внучка Александра

Один из её рисунков-портретов вы могли уже видеть в «Чадах и домочадцах».

Там есть дата: 7.01.2011, то есть ей 5.5 лет, ходит в детский сад. К концу этого же года она простым карандашом одним махом набросает портрет своей тётки Полины (рис. 10), чьи работы примерно в том же возрасте вы только что видели. Обратите внимание на безошибочную точность линий и то, как Александра обращается с моделью и пространством. Здесь приём, обычный для шаржа, но она и сейчас, в 11 лет, такого слова не знает. Она нигде не училась и учителей у неё, по сути, не было, как нет и сегодня.

Но это действительно портрет – со всеми атрибутами настоящего портрета: присутствует явное внешнее сходство с оригиналом, и схвачен характер, выдающий Полинину суть – её открытость, искренность, готовность лететь навстречу и беззащитность этого детского порыва. Так всё и есть, и пятилетнее дитё об этом не только знает, но и способно запечатлеть. Вверху пространства чуть не хватило, и это несколько портит рисунок, но ах! восторга всё равно остаётся…

<…>

Рука у Александры поставлена с рождения, оттуда же и композиционный дар. А что с цветом? Похоже, всё в прядке и с ним. Вот один из её ранних рисунков, ей 3-4 года (рис.12).


Рис.12. «Утёнок». Акварель. Б. 21 Х 29.5 см

Диссонансы нередки, но они из общей гармонии не выбиваются. Из того же возраста след. рисунок; здесь уже ясно видно стремление к передаче сути, к портретности, то есть к правде. Дети изнутри знают, что истинна только правда, только то, что есть – естина-истина, остальное фантом. Как существа духовные, с этим знанием они рождаются.

Неправда, ложь, если она их непосредственно не касается, вообще их не затрагивает, они её просто не видят, для них она не есть, не существует в принципе. Здесь хранятся истоки детской мудрости и здесь же истоки их болезненной восприимчивости. Понятно, почему: в жизни с ложью они имеют дело напрямую чуть ли не с рождения – начиная с соски…


Рис.13. «Кошка». Акварель. Б. 30 Х 21 см

Попозже, лет в 5-6, она выдаёт вот эту «Птицу на дереве» и «Белку», рис. 14, 15.


Рис. 14. «Птица на дереве». Гуашь, акв. Б. 29.5 Х 21 см


Рис. 15. «Белка». Акварель. Б. 21 Х 15 см

*

Александра всё ещё в детсадике и делает вот этот рисунок на конкурс, ей 5 лет (рис. 16). «Она старалась», – говорит её мать. Старалась-то старалась, но меня поразила как раз беглость письма – рисунок сделан на одном дыхании, иначе чистоты цвета и полутонов не добиться, обязательно появится грязь. Ничего подобного здесь нет, всё выполнено на раз, слёту.

Сюжет традиционный новогодний. «Может, ты с открытки рисовала?» – спрашиваю. Саша удивлённо на меня смотрит. Я понимаю – ей такое и в голову никогда не могло прийти. Мне стыдновато стало, и я отвлёк её конфетой.


Рис.16. «Новый Год». Гуашь. Б. 21 Х 29 см

*

Моих детей всегда интересовала тема Космоса. У Александры я тоже один такой листок нашёл, тут есть даже планета на орбите (рис. 17). Насколько часто её это занимает, неясно; этот рисунок – всё, что сохранили родители из её архива.


Рис. 17. «Небо ночью». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

А это старый Сашин знакомый, скорей даже приятель, почти взрослый котёнок «Мяу». Вполне возможно, что именно её из-за забора он как раз встречает. Мяу кажется слегка нахальным, но для подростка это нормально – он самоутверждается.

На самом деле он милый и ласковый котёнок, хотя с проказами. Рисунок писался на моих глазах и был готов часа за полтора. Тут ни добавить, ни убавить – ещё один портрет готов. Я был в тот последний раз в городе, когда Саше ещё не исполнилось 6 лет. Сегодня при встрече она напомнила мне, что я показал ей тогда, как пользоваться салфетками-промокашками, чтобы было поменьше грязи.


Рис. 18. «Котёнок Мяу». Гуашь. Б. 30 Х 21 см

И вот ещё один портрет (рис. 19). Тоже кот – почти Конфуций. Печаль вселенская в его глазах. Всё понимает. Всё принимает. Многое знает. И уж точно знает, что торжествующая мышь у него за головой – просто очередная глупость: долго ли ей радоваться и торжествовать?..


Рис. 19. Карандаш. Гуашь. Б. 21 Х 21 см

Но это не Александра, это рисунок Вики, её сводной по отцу сестры. Вике здесь 14 лет. Сразу видно, что девочка она очень одарённая и нестандартная.

Такие они, наши дети…

*

Родителям Александры нужно как следует подумать и что-то поменять в её стёжках-дорожках, по которым она сегодня топает.

Наверное, в соответствии с кармой прошлых жизней каждого Всевышний вручает кому-то из нас особый дар – как предназначение. Этому дару, судьбоносному дару, нельзя позволить пропасть впустую. Такое деяние сродни насилию и первый шаг к тому, чтобы сделать человека несчастным.

23.02.2016. Хутор Покровский

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: